2. Жанровое своеобразие

Жанр это угол зрения автора, преломленный через призму художественного образа.

В современной практике искусства термин жанр (от Франц. Genre –род, вид) употребляется в различных значениях. Одни, в соответствии с этимологией слова, называют так роды (эпос, лирику, драму). Другие под этим термином понимают виды, на которые делится род (роман, повесть, рассказ и т.д.). Это, второе из указанных, употреблений термина жанр является самым распространенным, но, как и первое, оно неточное, ненаучное, и оно очень путает, затемняет представление о реальных явлениях. Особенно пагубна такая терминологическая путаница для теории и практики искусства, еще только становящихся, активно формирующихся в своих родовых качествах, что имеет непосредственное отношение к театрализованным представлениям.

Углубление в существо проблем технологии творчества неизбежно приводит ко все большей и большей дифференциации его родов и видов.

Роды как способы изображения, отражения действительности еще не являются формами конкретных произведений. Они представляют собой лишь самые общие принципы отображения жизни. В процессе развития некоторые формы каждого из родов искусства подразделялись на отдельные группы и подгруппы.

Например, такая форма эпического рода, как роман, может быть романом социально-психологическим, семейно-бытовым, историческим, сатирическим, документально-художественным, научно-фантастическим и т.д. Поэтому и возникла необходимость оперировать тремя понятиями: род, вид и жанр.

В пределах каждого рода различали на протяжении ряда исторических периодов такие виды:

в эпосе – эпопея, былина, сказка, роман, повесть, рассказ, очерк, басня, анекдот;

в лирике – эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, романс и т.д.;

в драме – трагедия, комедия, драма.

Принципы деления на виды определяются характером изображения жизненного процесса, – выделяется определенная форма эпической, лирической, драматической поэзии (роман, ода, комедия и пр.).

Но и виды – еще не конкретные окончательные формы произведений искусства. Сохраняя всякий раз общие родовые признаки и структурные особенности вида, каждое произведение несет в себе и своеобразные черты, диктуемые запросами жизни, особенностями материала и особенностями таланта художника, т.е. имеет неповторимую жанровую окраску.

Категория жанра является наиболее конкретной. При характеристике жанра учитывается не только тематическое своеобразие произведения, но и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (исторический роман, сатирическая поэма, драматическая притча, трагифарс и т.д.).

Иными словами, под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства.

Каждому жанру (или жанровой форме) свойственны специфические приемы художественного воплощения.

В отличие от рода и вида, жанровая категория оказывается чрезвычайно изменчивой. В искусстве происходит постоянная смена жанровых форм, жанровых разновидностей, и вызвана она тем, что общественное развитие, бесконечно изменяя человеческие взаимоотношения, требуют от художника поиска новых путей эстетического познания и отражения.

Но какой бы неповторимой ни была та или иная жанровая форма, сквозь ее призму непременно просвечивают особенности рода и вида.

Будучи элементом художественной формы, жанр одновременно является и одним из средств раскрытия содержания. Практиками искусства давно замечено, что в неопределенности жанра отражается, прежде всего, неопределенность замысла, позиции автора; эта неопределенность делает произведение художественно незавершенным. Но это отнюдь не означает, что та или иная жанровая форма обязательно соответствует только определенному содержанию. Произведения одного и того же жанра могут отражать различные стороны действительности, использоваться для осуществления различных идейных задач.

В то же время можно говорить об общих эстетических свойствах того или иного жанра, а применительно к драматургии нужно с определенностью сказать, что жанр определяет и тип конфликта, тип жизненных противоречий, воссозданных, специфическими средствами искусства смоделированных в драматическом конфликте конкретного произведения.

“Формирование новых жанровых разновидностей определяет медленную, многовековую эволюцию видов и, в конечном счете, родов.” (Чечетин А.И. Основы драмтургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры. – М.: Просвещение, 1981.)Это, разумеется, не значит, что в процессе создания художественного произведения писатель умозрительно взвешивает на неких внутренних весах миллиграммы жанровых черт и особенностей. Руководствуясь стремлением поведать людям нечто новое и существенное о той или иной стороне действительности, художник чаще всего и не помышляет о жанровых закономерностях. И, тем не менее, глубокие знания о делении искусств нужны не только теоретику, а и практику искусства, тем более, когда речь идет о таком сложном, синтетическом искусстве, как искусство сценическое.

3. Виды и жанры театрализованных представлений

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.

Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными типологическими особенностями.

3.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.

Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию.

Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков.

Сатира наносит злые удары. Ядовитая насмешка, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать против него.

Может быть и такое, что в программу включается яркая сатирическая сценка, содержание которой не совсем совпадает с местными фактами, а после сценки идет комментарий к событиям, имевшим место на данном предприятии или в хозяйстве. Или же в конце сценки участники представления “выходят из образов” и произносят свой приговор тем, кто был подвергнут критике.

Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.

Но со смехом надо обращаться вдумчиво, осторожно. Иногда первые впечатления и наблюдения бывают поверхностными, приблизительными, не отражающими сущности фактов. Нет смысла, например, “стрелять из пушек по воробьям”, т.е. обрушивать огонь сатиры на незначительные явления, заслуживающие в лучшем случае юмористического замечания, шутки. Нельзя и делать объектом насмешек те человеческие черты и слабости, которые не могут быть “исправлены” (насмешки над внешностью, физическими недостатками и т.д.).

Для образной критики тех или иных недостатков в агитационно-художественных программах можно пользоваться самыми разнообразными выразительными средствами: репризой, так называют наипростейшую комическую реплику, игру смыслами, неожиданное, но оправданное сближение далеко отстоящих друг от друга понятий.

Репризы в устах ведущих, репризность текста игровых сцен и номеров активизируют внимание зрителей, помогают воздействовать на их эмоции и разум.

Так, в представлении, посвященном охране природы, браконьер-охотник, рассказывая о своем лучшем друге, ходившем “по краю родному” на трех изюбров, констатирует: “А теперь тоже ходит по краю, только край узенький, шаг вправо, шаг влево считается побегом”…

Вслед за репризой можно назвать таки художественно-образные средства, как аллегория и символика. Отдельные факты подвергаются осмеянию и в скрытой форме – в виде иронического намека, притчи.

Ирония – это прием художественного осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным выступает не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее противоречие между ними, тем ярче ироническая окраска. Ирония основана на сопоставлении данного и должного.

В одном эстрадном монологе рассказывается о “прелестях” городской жизни следующим образом:

“Вот, говорят, в нашем городе воздух загрязненный. Вредный, мол. На это я скажу: кому как! Мне, который привык, этот воздух даже очень полезен. Меня, наоборот, от озона мутит. Ей-богу! Час по лесу походишь – сердце свербит, а “Беломор” закуришь – вроде и отпускает. В прошлый месяц коллективно за грибами ездили, так, веришь, со мной в роще обморок случился. Надышался кислорода – организм не выдержал. Хорошо еще, ребята сообразили: подтащили меня к автобусу, к выхлопной трубе… еле отдышался!”

Двусмысленность здесь основана на сопоставлении данного и общеизвестного.

Злая, негодующая ирония, изобличающая явления, особенно опасные по своим общественным последствиям, называется сарказмом. Сарказм является одним из сильнейших средств критики.

Сатирический намек (особенно в репризе) – также одно из распространенных художественно-выразительных средств. В основе намека – неожиданное сближение двух частных понятий, позволяющее догадаться о третьем, более общем.

Реприза может служить выражением не только отрицательной, но и положительной оценки фактов и явлений. Но в том и в другом случае контекст помогает понять недосказанный вывод.

Гипербола, т.е. преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, усиливает нужное впечатление, делает его ярче.

Литота, художественное преуменьшение.

Снижение – художественно-выразительное средство, основанное на соединении возвышенного с узко практическим, явлений обобщающего характера и сугубо конкретных.

Пародия – ироническое подражание осмеиваемому образу, передача в гиперболизированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.

Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Таким образом, можно явления одного порядка художественно разработать разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.

Так в чем же видовая специфика агитационно-художественного представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление – это, прежде всего агитация театрально-художественными средствами.

3.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

 

Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Так монтажный прием “стыка”, служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение “оценивающей и усваивающей мысли”.

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

 

3.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления

Существует много клубных вечеров, в которых тема не просто присутствует, а раскрывается в определенной, логической и композиционной последовательности. Такие вечера принято называть тематическими. Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер. (Книга клубного работника. Опыт. Справочный материал. М., Профиздат. 1973 – 424с.)

По социально-психологической ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые работниками культуры в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека.

Наличие особого психологического состояния народной массы, выливающегося в праздничную ситуацию, создает потребность в такой форме массовой работы, которая заставила бы людей испытать эмоциональное потрясение и побудило бы к активному массовому действию. Очевидно, не всякий тематический вечер должен быть таким, хотя все они в той или иной степени театрализованы, т. е. построены по законам театра, что диктуется их обязательной сценарной основой.

Методические требования к тематическому вечеру

Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема. Практика клубных учреждений страны показывает, что тематические вечера играли и играют важную роль в решении следующих основных задач:

  1. Формирование основ научного мировоззрения и идейной убежденности человека.
  2. Воспитание нравственных качеств личности.
  3. Формирование эстетического отношения к действительности.
  4. Воспитание общественной активности.
  5. Стимулирование всестороннего развития личности.

Решению этих задач соответствуют и основные направления тематики таких вечеров, среди которых можно выделить следующие:

  1. Вечера, посвященные пропаганде идей (например: марксизма-ленинизма, в прошлом).
  2. Вечера, посвященные; научно-техническому прогрессу, выдающимся достижениям науки и техники, пропаганде передового производственного опыта.
  3. Вечера, посвященные героическим революционным, боевым и трудовым традициям советского народа.
  4. Вечера, посвященные достижениям советской культуры.
  5. Вечера, посвященные российскому патриотизму, дружбе народов СНГ, борьбе за мир, демократию и гуманность.

Итак, важность поднятой темы, ее актуальность — первое методическое требование к организации тематического вечера.

Тематический вечер отличается особым путем раскрытия темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом клубном вечере – производственные, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции. Попытки построить тематический вечер исключительно вокруг производственных, организационных, технических и других вопросов, оставляя человека на втором плане, неизбежно превращают вечер в разновидность собрания, резко сужают возможности эмоционального воздействия на зрителей. Задача тематического вечера состоит не столько в том, чтобы показать экономическую эффективность того или иного производственного процесса, но в том, чтобы, в первую очередь, раскрыть моральные стимулы труда, показать человека в труде. Выбирая тему для вечера, нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков – это второе методическое требование к организации тематического вечера.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Специфика клуба в целом, и в частности тематических вечеров, требует документальности его драматургии. Этим тематический вечер отличается от литературно-музыкальной, сценической композиции, получившей распространение не только в клубах, но и в театре. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.

Режиссеру-постановщику необходимо умение найти интересный документальный материал и организовать его в сценарий. Для этого нужно, прежде всего, постоянно изучать жизнь предприятия или микрорайона, в котором действует клуб, хорошо знать его людей, его традиции. В такой постоянной исследовательской работе клуба не только залог успешного преодоления однообразия и формализма в организации тематических вечеров, но и условие будущего успеха, критерий эффективности массового мероприятия, которое именно благодаря документальности делает вечер необходимым и интересным.

Яркой иллюстрацией может служить эффективная, действенная работа по пропаганде передовиков труда, проводимой культпросвет работниками Алтайского края. Среди них шло постоянное соревнование за наиболее яркий клубный вечер, посвященный чествованию трудовых династий. Изучение людей труда, их замечательных биографий рождало у клубных работников яркие режиссерские находки. Здесь и светящаяся дорога трудовой славы, по которой вышли на сцену Новоннколаевского сельского Дома культуры ветераны, герои труда; и торжественный эскорт мотоциклов, машин, сопровождающий героев труда в клуб, на вечер трудовой династии; и галереи портретов членов знатной колхозной семьи. Когда в сельском Доме культуры на Алтае чествовали трудовую династию семьи Браун, 63 члена которой проработали в колхозе в общей сложности 500 лет, в клубном зале открылась выставка “Фамильные драгоценности”. Для этой выставки были собраны экспонаты: ордена и медали, почетные, призы, грамоты, благодарности членам семьи. Жизненный материал, положенный в основу сценария, расширяет сценарно-режиссерские возможности организаторов тематического вечера, дает простор творчеству, составляет суть клубной драматургии. Отмечая 50-летие Советской власти, один из ленинградских клубов решил провести серию вечеров, рассказывающих о тех изменениях, которые она внесла в жизнь Петроградской стороны – в микрорайон клуба. По мысли организаторов, это должны были быть вечера, на которых сами трудящиеся района расскажут, что дала им Советская власть, какой вклад каждый из них внес в ее развитие. Так родилась чрезвычайно популярная серия тематических вечеров “Октябрьская трибуна Петроградской стороны”. Право подняться на эту трибуну получали лучшие из лучших. Подготовка вечеров этой серии заставила работников и активистов клуба вести кропотливую, поистине исследовательскую работу по изучению людей Петроградской стороны. Каждый вечер “Октябрьской трибуны” был открытием новых, удивительных биографий… Вечер-воспоминание о фронтовиках в одном из сельских Домов культуры Вологодской области был построен на документальных солдатских письмах с фронта, принадлежавших жителям села. За этими страничками фронтовой летописи, прочитанными на вечере, вставал великий образ народа—труженика, воина и патриота. Там, где учитывается необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера, где постоянно занимаются сбором материалов, изучением биографий людей, вечера получаются интересными, на них царит атмосфера праздничности. В этом состоит третье методическое требование к организации театрализованного тематического вечера.

Жанровое разнообразие тематических вечеров

Тематический клубный вечер — по форме многожанровое явление, дающее простор творчеству, инициативе, выдумке. К наиболее распространенным жанрам тематического вечера относятся: вечер-рассказ, вечер-рапорт, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал, тематический киновечер и др.

Вечеру-рассказу свойственна спокойная повествовательная форма. Выступления ведущих и приглашенных лиц, скомпонованные с литературно-художественным материалом, последовательно освещают какое-либо важное событие, информируют об исторических фактах и новых явлениях политической и культурной жизни. В год празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина большое распространение получили театрализованные вечера-рассказы об отдельных этапах и периодах жизни вождя. Для примера можно назвать серию таких театрализованных вечеров — “Долгую жизнь товарища Ленина надо писать и описывать заново”. Она включает обширную информацию о жизни и деятельности В. И. Ленина в Ульяновске, Казани, Шушенском, о памятных ленинских местах в Париже, Польше, в Ленинграде и Москве.

А вот схема вечера-рассказа “Колумбы XX века”. В зале звучит мелодия студенческой песни “Глобус”. Под звуки песни медленно раздвигается занавес, открывая огромный экран, на котором карта нашей Родины. Ведущий у карты начинает свой монолог: “Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых! Когда-то на твоей карте было много белых пятен, неведомых земель и скрытых богатств. Но каждый день поезда, самолеты, машины уносили по твоим просторам, к твоим еще не изведанным сокровищам тысячи людей. Первооткрывателям — колумбам XX века мы посвящаем этот вечер”. Далее следует несколько эпизодов, каждый из которых представляет собой документально-художественный рассказ. Первый эпизод – о строителях Кузбасса и Магнитки, Комсомольска и Днепрогэса. Рассказ перемежают стихи В. Маяковского, песни И. Дунаевского, кинокадры из документальных и художественных фильмов... Потом выступают герои первых пятилеток... Затем идут эпизоды, посвященные комсомольцам-добровольцам, строившим новые индустриальные центры на просторах Сибири. Они иллюстрированы известными песнями А. Пахмутовой и А. Петрова, стихами молодых поэтов. Потом выступают строители. Показываются фрагменты из документальных и художественных фильмов. Ведущий заключает вечер рассказом о новостройках последней пятилетки и ее героях.

Отметим, что характерная черта жанра вечера-рассказа – развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений и спокойные, повествовательные интонации выступлений при сравнительно сдержанном использовании многообразных режиссерских примеров и художественных средств выразительности.

К вечерам-рассказам примыкают вечера-репортажи, объединяющие короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных знаменательных событий.

Вечера-репортажи отличаются особой оперативностью в освещении злободневных вопросов и актуальных тем жизни и быта народа. В них активная роль принадлежит ведущим. Часто такие вечера ведут журналисты. Например, на клубном вечере-репортаже “Хорошеет наш город” выступили несколько журналистов. Рассказ каждого из них касался одной из сторон жизни, быта и деятельности работников науки, искусства, промышленности, сферы обслуживания, создающих красоту города и предметы, окружающие человека в его доме. Вечер-репортаж “Парни из нашего села” велся от лица молодого человека. О своих встречах, о тех, кто живет и трудится рядом с ним, он рассказывает сидящим в зале. По ходу своего рассказа он также ведет диалог с несколькими молодыми людьми, сидящими в зале.

Вечера-портреты позволяют подробно рассказать о конкретном человеке, показать достоинства и раскрыть его характер всеми имеющимися средствами. Кроме того, на вечере-портрете можно рассказать о целом коллективе или знатной бригаде. Сценарий вечера-портрета – это яркий образец документальной драматургии. К каждому такому вечеру собирается большой фактический материал, на основе которого и составляется сценарий. В нем могут быть использованы коллективный рассказ и интервью, кинофрагмент, фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение документов, стихов, исполнены песни и инсценировки. Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии. В этом жанре пропаганда здравого образа жизни и примера лучших людей обретает особую конкретность, силу, убедительность.

Вечер-митинг имеет свои специфические отличия. Все выступления на таком вечере носят митинговый характер. Каждое выступление – это короткое, страстное обращение к зрителям, призыв к действию. На вечерах-митингах звучат трудовые рапорты и нередко принимаются резолюции. Эти вечера в известной степени примыкают к массовому уличному действию. В них часто используются такие элементы, как вынос знамени, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное исполнение песен.

Вечера-ритуалы, т. е. вечера, отмечающие то или иное важное событие в жизни человека или целого трудового коллектива. Наряду с элементами митинга вечер-ритуал содержит в себе элементы торжественного акта. Причем этому, жанру свойственны традиционно повторяющиеся, общеустановленные составные элементы и церемониальные действия.

Вот как был проведен вечер-ритуал “Посвящение в хлеборобы” в сельском Доме культуры Ярославской области. За несколько дней до торжественного вечера во всех селах колхоза были вывешены красочные афиши с эмблемой золотого колоса, обрамленного зубчатым колесом. Они оповещали о предстоящем торжественном вечере “Посвящение в хлеборобы”. В хлеборобы посвящалось девять молодых людей, вернувшихся со службы в рядах Советской Армии, и три девушки, пришедших после учебы из училищ механизации сельского хозяйства. Молодым людям и их родителям заранее были направлены пригласительные билеты с эмблемой вечер Сцена была оформлена разноцветными лентами, в центре – эмблема вечера, по краям – два снопа пшеницы, перехваченные алыми лентами…

...Прозвучал “Марш энтузиастов”. На сцену поднялись ветераны труда, которые внесли знамя колхоза. Вслед за ними вышла молодежь. К ней обратилась ветеран колхозного труда, мать одного из юношей, посвящаемых в хлеборобы. Она передала знамя колхоза в руки сына. Приняв знамя, он заверил колхозников, что молодые отдадут свои силы, знания и энергию родному колхозу... Раздается бой Кремлевских курантов. Все встают. Один из посвящаемых в хлеборобы говорит: “Мы, недавние воины Советских Вооруженных Сил, возвратились в славные ряды хлеборобов нашего колхоза. Клянемся, что твердо пойдем по дороге отцов и матерей, старших братьев и сестер и с честью пронесем через всю жизнь высокое звание советского хлебороба. Клянемся!” Молодые люди клянутся. От лица старшего поколения юношей и девушек горячо поздравляют с посвящением в хлеборобы ветераны колхоза. Они надевают каждому из посвящаемых памятные ленты с надписью: “Посвящен в хлеборобы 9 февраля 1974 г. в колхозе “Новая Кештома”. Звучит музыка. На сцену поднялся председатель колхоза. Он преподнес молодежи на вышитом полотенце каравай хлеба. Секретарь комсомольского комитета вручил каждому молодому хлеборобу сувенир…

Тематические киновечер как жанр театрализованного тематического вечера. В дни традиционных праздников полезно проводить различные тематические киновечера. Причем, они могут быть эпизодическими или составлять серию, цикл, посвященный какой-либо одной теме. Для этого составляют репертуарный план с учетом фильм фонда, имеющегося в конторе кинопроката. Хорошо разработанный план – залог успешного проведения подобных вечеров.

В прокате может быть немало различных произведений. Демонстрация этих картин сделает образы их героев еще более близкими и родными людям. Желательно использовать на таком вечере и другие компоненты: художественное чтение, концерт художественной самодеятельности, выставку литературы, - которые помогут глубже раскрыть тему, послужат отличным дополнительным материалом для передачи интересных исторических сведений, фактов.

Таковы основные жанры тематического вечера. Можно назвать еще ряд разновидностей этого вида театрализованного представления (вечер-концерт, вечер-хроника). Однако приведенные примеры наиболее типичны. Очевидно, тенденция к такому многообразию тематического вечера будет развиваться и дальше.

3.4 Театрализованное празднество и природа его драматургии

Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.

В празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты жизнедеятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.

Слово праздник происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.

Украинское свято (праздник) польское свито (праздник), древнерусское святки зафиксировали связь празднования с языческим поклонением силе света, поскольку свят происходит от слова светить. Древнерусские святки и были посвящены дню зимнего солнцестояния – празднику прибавления света, увеличения продолжительности дня, пробуждения природы от зимней спячки.

Ряд значений термина “праздник” раскрывается при сопоставлении его с близким по значению словом торжество. Это слово происходит от торг (торговище, торжище), обозначавшего процесс обмена, “овладения”, “хватания” одного товара и отпуска, продажи другого.

Купля-продажа всегда происходила публично, в местах значительного скопления народа, и обставлялась всевозможными церемониями и ритуалами. На рыночных площадях устраивались увеселения, праздничные гуляния.

Впоследствии слово торжество утратило непосредственную связь с торговлей и ярмаркой и стало обозначать празднование какого-либо события, выражение восторга, радости, приятное воспоминание и прославление.

Композиция сценария массового театрализованного празднества.

Говоря о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.

Что касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных представлений других видов, более локального характера, рассредоточен в общей мозаике компонентов.

Некоторые специалисты видят известное сходство в построении массового театрализованного празднества с композицией такой музыкальной формы, как симфония. Содержанием симфонии, как известно, являются глубокие мысли и чувства, существенные жизненные проблемы и противоречия. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.

В первой части симфонии – в экспозиции – основные контрастные темы-образы получают развитие в разработке, и затем темы этих образов подкрепляют, поддерживают основную схему композиции симфонии. Сценаристу театрализованного массового празднества разработка темы также помогает через частное провести общее, т.е. основную идею.

С театрализованным празднеством перекликается и такая музыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.

3.5 Виды и жанры номеров в сценарии театрализованного представления.

(см. далее

Хостинг от uCoz